Мощнейший импульс для региона
Одна из первоочередных тем мероприятия – транспортная логистика региона. Владимир Путин отметил, что многие туристы едут на море на личном транспорте по скоростной трассе М-4 «Дон», в связи с чем актуальна идея строительства новой трассы Джубга-Сочи. Ранее президент поднимал этот вопрос во время обращения к Федеральному Собранию.
Зампредседателя Правительства РФ Марат Хуснуллин подчеркнул, что это мощнейший проект, без которого туристам и местным жителям не обойтись с учетом растущего потока прибывающих железнодорожным и автомобильным транспортом.
Итак, протяженность трассы составит 171 км. Построить ее планируют к концу 2029 года. Предварительная стоимость работ — 1,5 трлн рублей. Проект действительно масштабный, дорогостоящий и, что уж скрывать, сложный – на пути сплошные тоннели и мосты. Но он того стоит. 4-5-часовая езда к морю порой сводит на нет всякое желание отдохнуть. И это мы говорим о местных жителях: туристы и вовсе проводят в дороге львиную часть своего долгожданного отпуска.
Глава региона Вениамин Кондратьев, который принимал участие в совещании по видеосвязи, отметил, что строительство современных дорог и путепроводов — одна из приоритетных задач для Кубани.
Проект дороги Джубга-Сочи – альтернативная трасса, которая не только в четыре раза сократит путь к морю для автомобилистов, но и даст новый импульс развитию курортов и региона в целом,
— отметил он.
Как рассказал «КИ» председатель комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта, дорожного хозяйства и связи Законодательного Собрания Краснодарского края Иван Тутушкин, трасса Джубга-Сочи нашему региону жизненно необходима. По мнению эксперта, это даст толчок и развитию курортной сферы на Черноморском побережье, и всей Кубани в целом. В том числе, это позволит снять нагрузку на дорожную сеть региона, особенно в летний период.
Потенциал неоспорим
В продолжение разговора о транспортной инфраструктуре и туризме Президент РФ обозначил главные проекты, которые уже реализуют или планируют запустить в южных и приазовских регионах.
Так, Владимир Путин напомнил о запуске масштабного проекта «Пять морей», который охватит азовские и черноморские регионы. В его рамках построят современные гостиничные комплексы с отелями, лечебной и реабилитационной инфраструктурой, базами для водного туризма и отдыха.
Нужно сделать так, чтобы как можно больше наших граждан, семей могли отдохнуть в России, выбрать себе отдых по душе: пляжный, горнолыжный, познавательный и так далее. Причем по доступным ценам и с высоким уровнем комфорта,
— отметил Владимир Путин.
Александр Мкртчян, вице-президент Ассоциации «Альянс туристических агентств», уверен, что Краснодарский край вполне способен стать круглогодичным курортом, поскольку обладает для этого неоспоримым потенциалом.
При всем уважении к Байкалу или Японскому морю – отдых и зимой и летом там сделать нелегко. То ли дело Кубань – здесь даже зимой плюсовая температура. Но, несмотря на это, гостей в любое время года принимает только Сочи. Так быть не должно. Нужно строить крупные спа-центры, крытые аквапарки, развлекательные комплексы на всей территории Азовского и Черноморского побережья. Сейчас мы видим резкую диспропорцию по загрузке местных отелей – многие заполнены лишь на 60 процентов, а некоторые и вовсе закрыты в период с конца сентября до мая. В связи с этим возникает еще одна проблема – нехватка профессионалов: официантов, поваров и т.д, которые хотят работать не 5 месяцев в году, а 12. Задача – не только обслужить как можно больше туристов, а в целом поднять уровень сервиса, поэтому круглогодичный курорт – тема очень актуальная,
— убежден эксперт.
Разгрузить железные дороги
Также Владимир Путин поручил расширить пропускную способность железных дорог в сторону побережья Кубани. Говоря о транспортной инфраструктуре, глава государства отметил наличие узких мест на южном направлении. При этом железная дорога работает с повышенной нагрузкой, растет спрос бизнеса на перевозки в южные порты.
Мы с вами хорошо знаем, сколько возможностей перевалки есть в портах только Черноморского бассейна и какие мощности у железной дороги по транспортировке грузов в эти порты. Они, по-моему, раза в четыре отличаются друг от друга, около четырех раз. То есть железная дорога может в четыре раза меньше грузов перевозить, чем могут порты перевалить,
— пояснил президент.
Глава государства поручил обозначить предложения по расширению пропускной способности железных дорог в сторону Азовского и Черного морей, в том числе продумать возможность разделить грузовое и пассажирское сообщения на южном направлении.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что объем грузоперевозок через порты побережья активно растет. Мощности в три раза превышают провозную способность железнодорожных подходов к ним. Железные дороги не справляются с ростом пассажирских перевозок на курорты и грузовых потоков на побережье одновременно.
По мнению эксперта «КИ», президента Союза транспортников Кубани Ивана Петрова, это решение своевременное и важное.
Скоростные поезда, высокая пропускная способность железных дорог, комфортабельные вагоны – все это привлечет в наш регион значительно больше туристов, а значит, Кубань станет еще богаче и краше. К слову, не так давно я ездил на двухэтажном поезде Москва-Сочи – внутри довольно аккуратно, чисто, а главное, я быстро добрался до точки назначения. К такому уровню транспортной инфраструктуры нужно стремиться,
— отметил Петров.
На совещании также шла речь об увеличении портовых мощностей, реконструкции аэропорта Сочи и других ключевых проектах. Так, Владимир Путин заострил внимание на необходимости обновления общественного транспорта в городе-курорте. Последний раз парк модернизировали в преддверии Олимпийских игр 2014 года.
И для сочинцев это важно, для всего Краснодарского края, да и для всей страны, поскольку отдыхающие приезжают сюда со всей России,
— сказал глава государства.
В тему
По итогам совещания министр экономического развития Максим Решетников доложил президенту о проектах по развитию инфраструктуры Краснодарского края. Основные тезисы:
- Экономика Азово-Черноморского региона продолжит расти опережающими темпами. Одна из ключевых точек роста – логистика. Сейчас портовые мощности загружены на 2/3, планируется их увеличение на 40 млн т к 2030 году. Необходимо построить примерно 100 грузовых судов, модернизировать порты и нарастить партнерство с прикаспийскими странами.
- Две трети туристов приезжают авиационным транспортом. Важный проект — реконструкция аэропорта в Сочи. Сокращение потока при выполнении строительных работ будет минимальным.
- В этом году также запланировано завершение работ в аэропорту Геленджика, на очереди – Краснодар и Анапа.
- По программе льготного кредитования в Азово-Черноморском регионе строятся 17 крупных отелей на 6 тыс. мест и получены заявки еще на 24 проекта на 7 тыс. номеров.
- Растущий спрос на поездки требует увеличения номерного фонда. В планах 82 тыс. дополнительных номеров с учетом глэмпингов и запуска крупнейших проектов в Краснодарском крае, Крыму и Запорожье.
Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, в свою очередь, сообщил об экологической обстановке в Азово-Черноморском кластере:
- Ежедневно в Азово-Черноморском регионе добывается около 3 млн куб. м воды. Имеются запасы в 11,5 млн куб. м.
- В Крыму, Ростовской области, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях за пять лет расчищено почти 150 км русел рек. Еще 16 км расчистят до конца текущего года в Краснодарском крае, Ростовской области и Республике Адыгея.
- Минприроды формирует федеральный проект по оздоровлению крупных рек России. В их числе – Дон и Кубань.
- В Краснодарском крае ликвидировано 117 заброшенных скважин. Рекультивированы три несанкционированные свалки, еще десять ликвидируют до конца года.
Губернатор Кубани поблагодарил Владимира Путина за эти решения.
Они своевременны и важны для нашего региона, потому что позволят значительно улучшить транспортную доступность черноморских и азовских курортов, сохранить экологию уникальных природных уголков края,
— сказал Вениамин Кондратьев.