Стартовали с 1950-х

Собрание советских открыток Грани Мироновны (по паспорту — Глафиры, но женщина просит называть ее именно так) насчитывает несколько тысяч штук (мы пока не собрались с духом, чтобы их все пересчитать, но однажды это сделаем) и весит около 20 кг. Женщина никогда намеренно не охотилась за почтовыми карточками, не коллекционировала их, а обладательницей такого огромного состояния стала только потому, что за всю свою жизнь  не выбросила ни одной открытки из присланных ей  с разных концов огромной страны и даже из-за границы ее многочисленными друзьями, однополчанами, коллегами, родственниками.

Коллекция красочных поздравлений к 8 Марта по объему едва ли не больше новогодних открыток — их многие сотни. Пока я их перебирала, раскладывая по двум стопкам: в левую — с сюжетами, посвященными Международному женскому дню, в правую — просто «С праздником!» на фоне букетов цветов или талого снега в лесу, прошло часа два. К слову, карточка с гвоздиками и розами была универсальным способом поздравить визави почти с любым праздником, кроме разве что Нового года: цветы часто изображали на открытках к 1 Мая, Дню Победы, 7 Ноября и даже 23 Февраля.

Что касается 8 Марта, то Международный женский день в СССР официально стал праздником в 1921 году, а в 1966-м — еще и выходным днем. До 1950-х почтовых карточек на эту тему не выпускали, но небольшими тиражами издавались открытки с цветами на «обложке». Их-то и использовали в качестве поздравительных к 8 Марта. В коллекции Грани Мироновны я нашла одну такую, подписанную 1949 годом (7). Какого же года сама карточка, на ней, к сожалению, не указано. Известно, что ее отпечатали на Типолитографии ЛПТ в Риге, тираж — 100 тысяч, цена — 50 коп.

Слава советской женщине!

Первые тематические открытки к Международному женскому дню были несколько политизированными: на них восхваляли советскую женщину-труженицу, за спиной которой развевается красное полотнище с серпом и молотом (1, 2). Правда, уже со второй половины 1950 годов и до середины 1960-х, в хрущевскую оттепель, стали появляться открытки с живыми бытовыми сюжетами, как будто списанными из обычной жизни: вот дочка ставит на украшенный мимозой стол праздничный пирог для мамы, вот мальчик спешит вручить букет девочке (3).

Много было сюжетов и на тему солидарности женщин всех стран: на карточках рисовали девушек в национальных костюмах, взявшихся за руки, и крупным планом — лица представительниц разных рас на фоне земного шара (5). В начале 1970-х в тематику праздника включили Спасскую башню и купол Большого Кремлевского дворца с красным флагом над ним (10). А еще не могли обойти вниманием пропаганду достижений СССР, поэтому в начале 1960-х появились картинки с женщиной в космосе (11).

Не забывали художники и о маленьких представительницах слабого пола: для девочек рисовали открытки с мультипликационными героями: Буратино, Пятачком и Винни-Пухом, Крокодилом Геной и Чебурашкой и пр., а еще — с милыми зверушками:
зайками, мишками, белочками и т.д.

Но вот что самое интересное: наиболее редким сюжетом в почтовых открытках была женщина-жена. Рисунков в окружении детей и мужа или просто рядом с мужем так мало, что можно по пальцам одной руки пересчитать, и то будет много. Есть сюжеты, где отец семейства готовится к 8 Марта, но женщина на них всегда за кадром. Почему так — загадка (6).

В коллекции Грани Мироновны я нашла всего одну такую открытку (9), причем черно-белую, похожую на фотографию (в 1950-е это было модно). Самое интересное — она выпущена Краснодарским книжным издательством, изготовлена Промартелью «Новый труд» в феврале 1956 года. Ее тираж составляет всего 5000 экз., что очень мало по тем временам, когда открытки выпускались многомиллионными тиражами.

А самой распространенной на открытках к Международному женскому дню была, конечно, цветочная тема: розы, тюльпаны, подснежники, фиалки и мимоза, ставшая символом первого праздника весны (4). Есть даже фантастический для того времени сюжет:
алые цветы, которые почтальон на снегоходе доставляет вместе с письмом представительнице народа Крайнего Севера.