За это время игре на домре, баяне и балалайке в нем обучились тысячи мальчишек и девчонок, причем самых разных национальностей.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

«КИ» побывали на репетиции накануне юбилейного концерта и пообщались с начинающими и уже состоявшимися артистами, чтобы узнать, почему они увлечены народными инструментами, а не модными электрогитарой, ударными или саксофоном.

Как все начиналось

Репетиция и концерт проходили не во Дворце творчества, где всегда репетирует оркестр, а в концертном зале Краснодарской филармонии им. Г.Ф. Пономаренко. Десятки ребят с инструментами в футлярах проходили в гримерки, а их наставники и работники сцены настраивали звук, микрофоны и расставляли стулья с пюпитрами для нот.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Оркестр русских народных инструментов «Юные виртуозы» основан в 1958 году заслуженным работником культуры Кубани А.Г. Титиевым, который более 40 лет являлся его бессменным руководителем и воспитал целую плеяду выдающихся учеников. С 2000-го его место занимает заслуженный работник культуры Кубани Ирина Ивановна Шевченко. Под ее руководством коллектив продолжает вести большую концертно-просветительскую деятельность, направленную на развитие у детей эстетического вкуса, художественных способностей.

— У каждого в жизни своя история. У оркестра она началась в далеком 1958-м. Тогда на долю педагога Краснодарского дворца пионеров Александра Гавриловича Титиева выпала трудная задача — создание оркестра. В течение года мастер отбирал лучших учеников-музыкантов, искал партитуры, разучивал мелодии и готовил ребят к первому выступлению. Состоялось оно через год, в 1959-м. С того момента началось восхождение оркестра на творческий Олимп,
— вспоминает Ирина Шевченко.

Она с гордостью рассказывает о преподавателях, концертмейстерах и выпускниках оркестра. Считает, что сегодня, в наш век цифровых технологий, интерес к народным инструментам не исчез. Нет недостатка в новых дарованиях, и учеников с каждым годом все больше. Кубань стала кузницей кадров для многих оркестров народных инструментов России.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Играют все!

Праздничный привет оркестру передал Леонид Николаевич Силаков, выпускник оркестра, а ныне преподаватель московской Детской музыкальной школы им. Н.Я. Мясковского:

— Поздравляю с замечательной датой — с 65-летием оркестра! «Юные виртуозы», вы достойные преемники славных традиций, заложенных Александром Гавриловичем Титиевым и преподавателями Дворца творчества. Новых программ, концертных площадок, творческих достижений и громких аплодисментов вам! Дерзайте, творите, побеждайте во благо российской и кубанской культуры.

Прислали свое поздравление и бывшие воспитанники — Илья и Иван Тюнины:

— В годы, когда мы с братом играли в оркестре, много поездок было на конкурсы и в детские оздоровительные лагеря. Это запоминающееся и веселое время.

Сейчас братья работают в Центральном доме Российской армии, в ансамбле народной песни «Русский зов».

Программа юбилейного концерта выдалась достаточно разнообразной. Исполняли и русские народные песни «Ах вы, сени, мои сени», «Валенки»; наши краевые «Фантазии» на кубанские темы и «Мой дед казак»; классические произведения — «Итальянскую польку» С. Рахманинова и «Посвящение Никколо Паганини» Д. Швецова. Несмотря на то что это оркестр русских народных инструментов, прозвучали «Цыганочка» и «Вариации на тему цыганской песни «Мардяндя», а также «Хоруми» (грузинский танец) Сулхана Цинцадзе. Кстати, коллектив преподавателей и музыкантов оркестра многонационален — это же Кубань.

Так, представители многих национальностей, проживающих на Кубани, приводят своих детей на обучение. Это украинцы, белорусы, болгары, татары, башкиры, калмыки, армяне, греки, адыги, грузины и др. Репертуар оркестра, помимо русских народных произведений, включает в себя также классику и произведения разных народов России и мира. Оркестр является постоянным гостем на мероприятиях, которые проводит Союз общественных объединений «Союз славян Кубани». За годы существования коллектива через его стены прошло несколько тысяч детей. Сегодня более 70 выпускников являются профессиональными музыкантами и несут в народные массы многонациональную культуру народов России.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Домра или домбра?

Сегодня домра наряду с балалайкой — один из самых популярных народных инструментов. На ней исполняют сольные произведения, играют в ансамблях и оркестрах, обучают игре в музыкальных школах. Из-за названия домру часто путают с домброй, однако это инструменты, не только принадлежащие к разным национальным традициям (домра прежде всего русский, украинский и белорусский, домбра — казахский), но и имеющие различную конструкцию.

История домры насчитывает несколько веков. Когда точно появился этот инструмент, сказать сложно, однако известно, что уже в XVI веке он широко использовался скоморохами, развлекавшими своими выступлениями знать и простой люд. Кстати, именно из-за скоморохов, позволявших себе смелые высказывания в адрес знати и духовенства, в XVII веке домра и ряд других инструментов подверглись опале — власти объявили их вне закона и даже устроили «показательное» сожжение нескольких телег с орудиями «бесовских игрищ», как они называли выступления скоморохов. Таким образом, домра пропала из поля зрения почти на 200 лет.

Вернулась из забытья она благодаря музыканту Василию Андрееву, ранее уже «воскресившему» балалайку.

— Я выпускник замечательного оркестра «Юные виртуозы». В пятилетнем возрасте пришел учиться играть на домре и баяне. В 2017 году завершил обучение в оркестре, потом учился в Ростовском колледже искусств, а сейчас — в консерватории Ростова-на-Дону. Домра — моя любовь с самого детства. Она проникает своим тембром в самую душу, хоть и говорят, что балалайка — душа России. Но домра — более нежная и женственная, достигает самых глубин сердца. В Ростовской консерватории, кстати, считают уровень преподавания игры на народных инструментах на Кубани лучшим в России. Я специально приехал на юбилейный концерт «Юных виртуозов» и счастлив солировать на домре,
— рассказывает Константин Шатов, студент 2-го курса Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

Кумиром молодого человека является всемирно известный домрист Александр Цыганков — виртуоз-исполнитель, автор более 70 сочинений для народных инструментов, в числе которых «Концерт-симфония для домры и оркестра», «Соната для домры и фортепиано». Так что домра — это очень серьезный инструмент.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Клавишные… гусли

В центре сцены, где репетировал оркестр, замечаем очень редкий инструмент, похожий на рояль, но оказалось, что это гусли.

— Я играю на оркестровых клавишных гуслях уже более 20 лет. Сегодня пришла помогать нашим детям выступить на их юбилейном концерте. Вот эти ребята, что сегодня на сцене — просто замечательные. Они так любят народные инструменты, достигли такого высокого мастерства, прямо душа радуется. Лучшие из них приходят к нам во взрослый коллектив, так что я спокойна и за будущее нашего прославленного оркестра,
— рассказывает Ирина Рудковская, гусляр из оркестра «Виртуозы Кубани».

Гусли — самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент: первые упоминания о гуслях найдены в источниках V века нашей эры. Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день их делят на четыре вида: крылообразные (крыловидные), шлемообразные, лировидные и стационарные, которые, в свою очередь, бывают двух типов: клавишные и щипковые.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

На репетиции детского оркестра «Юных виртуозов» замечаем мужчину, который помогает репетировать молодежи совместно с Ириной Шевченко. Дает советы юным балалаечникам и баянистам. Кто-то из детей спрашивает: «Дядя, а вы кто?» Ребята постарше пихают их в бок, краснея за мелких, — ведь это же Анатолий Винокур, народный артист России, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного концертного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани»! Мечта каждого юного виртуоза — попасть в заветный взрослый оркестр «Виртуозы Кубани», это своего рода высший пилотаж и пик карьеры.

— Много лет назад, когда я услышал ребят из «Юных виртуозов», увидел, как они работают, ощутил их целе-устремленность, сразу решил: мы обязательно будем с ними дружить! И дружим уже лет 30. Меняются ребята, руководители оркестра, но дух, неравнодушие и профессионализм остаются неизменными. Мы иногда не понимаем, насколько важно приобщать детей к национальным инструментам. К этим ребятам никакая гадость с улицы никогда не пристанет. Мы воспитываем через искусство настоящих российских граждан, патриотов. Очень важно и то, что у меня сейчас играет в оркестре как минимум 10 выпускников из «Юных виртуозов». Это для нас кладезь талантов и кузница будущих виртуозов Кубани, да и всей России. Хочу отметить, что на долю этого оркестра выпало много трудностей в прошлом, но падения уровня подготовки и исполнительского мастерства не случалось никогда. С такими светлыми ребятами и руководителями коллектива нас ожидает только прекрасное будущее,
— уверен Анатолий Винокур, народный артист России, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного концертного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани».

Ранее «КИ» публиковали интервью с молодой балалаечницей: Злата виртуозно владеет инструментом, на котором обычно играют только мужчины.

Читайте также: какое дыхание требует «Демон» и почему челюсть нужно оставлять за дверью — «КИ» раскрывают музыкальные тайны.