Вчера «КИ» рассказали о первых столетиях Государства Российского, остановились на эпохе Рюриковичей и переходе к династии Романовых. Нашим гидом по залам музея был начальник отдела организаций экскурсий и связей с общественностью исторического парка Роман Стаценко.
Пересечение с современностью
Но прежде чем перейти ко времени династии Романовых, заходим в зал, посвященный Ивану III. Кстати, утверждение «Москва — третий Рим» берет начало именно в этот период российской истории. Оказывается, эти слова принадлежат псковскому старцу Филофею, а обращены они были в послании к князю Ивану III: «Два Рима пали, третий стоит, четвертому не бывать». Такие маркеры по историческому парку расположены везде, благодаря чему узнаешь интересные факты.
Проходим дальше и попадаем в эпоху Ивана Грозного. Здесь представлены все его ключевые современники. На стенде красным жирным шрифтом написано: IVAN THE TERRIBLE («Иван Грозный», дословно — «ужасный») и отмечены популярные мифы о русском царе, существовавшие в Западной Европе в то время. Информационная война XVI века.
— Отсюда и началась демонизация России. Чего только стоит миф о беспрецедентной жестокости и тирании Ивана Грозного! Но если сравнивать нашего царя с его современниками, то рядом с ними он почти невинный младенец, потому что та же Варфоломеевская ночь в Париже — это более 30 тыс. убитых в течение нескольких часов. И при этом Иван IV — ужасный,
Здесь же — последний из Рюриковичей, сын Ивана Грозного — Федор. На нем династия прерывается, и начинается царствование Бориса Годунова.
От 10 миллионов осталась только треть
Эпоху Рюриковичей и Романовых отделяет первый купольный кинозал, где можно посмотреть четыре знаковых фильма, посвященных этому периоду. Кстати, транслируют кино на потолке. Чувствовать себя здесь можно абсолютно свободно: хочешь — сиди на пуфиках, хочешь — лежи на них, — в общем, как тебе удобно.
Дальше начинается зал, посвященный эпохе Романовых. Здесь тоже имеется необычная инсталляция: кажется, что ползала в огне, буквально полыхает.
— Сделано так для того, чтобы передать атмосферу той тяжелейшей эпохи. По мнению некоторых историков, до Смуты на Руси проживало около 10 млн человек, после осталось всего три. Масштабы катастрофические, наша страна могла исчезнуть. Здесь вы видите ключевые даты: гибель царевича Дмитрия, освобождение Москвы от поляков, утверждение на престоле новой династии Романовых,
Переходим к Петру Великому — ему отдан отдельный зал, где, помимо ленты времени, есть выставка картин. Подношу руку к экрану стенда — включается звук: «Перед вами цифровая копия картины «Петр с потешными у крепости Пресбург», 1689 год». И цифровой голос начинает рассказывать, как и кем она написана.
На стендах — ключевые сражения. Здесь тоже можно покрутить модель корабля, увидеть силы сторон Чесменского сражения, реконструкцию Гангутского — главного сражения в жизни Петра I, когда русский флот на галерах одержал победу в противостоянии со шведским и был признан одним из сильнейших на Балтике.
При Петре Первом Россия становится империей, и мы изучаем самих Романовых: как выглядели правители, какие главные события произошли в то время.
Вместо глаз — сердечки?
Здесь особое внимание уделено культуре. Нажимаем на Екатерину Алексеевну — появляется Медный всадник, на Федора Алексеевича — играет музыка, характерная для того времени.
— Кстати, интересный факт: зрачки Петра в скульптуре «Медный всадник» выполнены в виде сердечек. Существует такая красивая легенда, что ученица французского скульптора Этьена Фальконе — Мари-Анн Колло — была в него влюблена. У Фальконе никак не получалось создать голову Петра — Екатерина Вторая отвергала все его проекты. Тогда Мари-Анн за одну ночь изготовила голову Петра, и именно ее работа понравилась Екатерине II. Считается, что так девушка призналась в любви своему учителю, разместив сердечки в глазах,
Переходим к Русской армии при правлении Павла I и Екатерины. Нажимаем на кнопку «Бородинское сражение» — на экране появляется солдат того времени, его тоже можно осмотреть с разных ракурсов, покрутить, не касаясь экрана.
В комнате эпохи Николая I есть интерактив, посвященный великим изобретениям. Допустим, нажимаем на ученого — появляется его изобретение с полным описанием. Принцип работы такой же, как и на предыдущих стендах. Интересно было узнать, что парашют изобрели в Российской империи, но просто не стали использовать.
— Тогда руководство Русской армии решило, что самолеты стоят дорого, а если каждому дать такое приспособление, то они при первой же опасности станут выпрыгивать, а самолеты — бросать,
Еще одна особенность парка — цитаты, развешанные по всему лабиринту. Например, фразы: «У России нет друзей, нашей огромности боятся» и «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас» — можно увидеть в комнате, посвященной Александру Третьему, ему же принадлежит авторство.
Переходим во второй кинозал. Здесь на экране изображены все Романовы —
начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II — последним царем династии. Здесь тоже можно посмотреть четыре ключевых фильма, посвященных эпохе Романовых. Сам кинозал намного меньше, чем у Рюриковичей.
Роман Александрович рассказал одну забавную историю про посетителя парка, которая отражает масштаб мультимедийных экспонатов и собранной здесь информации.
— Две недели к нам каждый день приходил участник СВО, которому дали отпуск. Он заходил в музей утром, а выходил вечером — все смотрел, читал что-то. Когда его отпуск подошел к концу, я спросил: «Ну, сколько вы тут прочли?» Он ответил, что немного не дочитал про Романовых. Представьте, за столько времени он не осилил даже половины парка. Объем информации у нас действительно огромный.
Прошлое нужно знать
Идем ко второму туннелю, который отражает события уже XX века, входим в него.
— Сейчас вторая часть парка временно обустроена под другой проект — «Билет в будущее». Он посвящен ранней профориентации учащихся 6-11-х классов, проводится весной и осенью. Но обычно здесь располагается зал, посвященный Великой Отечественной войне. Как и в предыдущем лабиринте, тут присутствуют викторины, только уже о советском быте, спорте и космосе,
В августе этого года в отдельных комнатах второго лабиринта открылась новая выставка «Листая школьные страницы». Начинается экспозиция с момента заселения на Кубань казаков: как с их приходом развивалась сфера образования.
В этих залах намного больше обычных экспонатов, чем в «1000 лет нашей истории». Мы подошли к советской парте — ее можно потрогать, открыть. Как заметил Роман Стаценко, они всегда вызывают ностальгию у посетителей старшего возраста.
В стеклянных шкафчиках видим школьные дневники, советские буквари, карандаши, шахматы, домино, значки и даже куклы. Нет, мультимедийность не исчезла — здесь тоже установлены электронные стенды.
— Благодаря нашей пиар-службе и прекрасным экскурсоводам исторический парк хорошо знают и любят. Четвертого ноября, в День народного единства и в день рождения нашего учреждения, к нам пришло более 5000 человек. А так, в среднем в день бывает 500 гостей, в выходные, конечно, людей гораздо больше. Ключевые дни для посещения — праздники, например. Даже если придет один человек и захочет прослушать экскурсию, мы не отказываем ему в этом,
Цель парка — воспитать чувство патриотизма у подрастающего поколения, чтобы оно знало и сохраняло память о важных событиях в истории своей страны:
— Удивить сейчас мультимедиа очень сложно, поэтому мы постоянно придумываем что-то новое. Пытаемся совмещать мультимедийную часть с обычными экспонатами. Главная задача -зажечь искорку, а дальше человек сам загорится, ведь история на самом деле очень интересный предмет. Кстати, к нам приезжают ребята из ЛНР и ДНР. Для них это как глоток воздуха. У нас все материалы основаны на документах, на архивных данных. То есть ты видишь настоящую, не выдуманную историю о том, как развивалась наша Россия. Приятно, что к ее изучению привлекается много ребят — это очень важный момент.
Ранее «КИ» писали, что в Мариинском сквере состоялась экскурсия для любителей пеших прогулок.
Читайте также: как возводили Краснодарское море — интервью с одним из его ключевых строителей.